Arthur Orenburgsky

Пигмалион. Цепь вопросов

01 mai 2018 Artigo

Пигмалион. Цепь вопросов

Мира Мустафина

Без предисловия тут не обойтись. Собственно, с предисловий начинаются все рецензии, промелькнувшие в СМИ, на премьеру Государственного академического театра русской драмы имени М.Лермонтова “Пигмалион” по пьесе Бернарда Шоу режиссера-постановщика Андрея Кизилова. Кстати, эти рецензии предисловием и ограничиваются. Безусловно, “Пигмалион” в творчестве Андрея Кизилова слишком эффектная структура, чтобы ее не заметить, хотя слишком плоско решена визуально и эмоционально, чтобы не испытать перед ней растерянность.
Дежурной в рецензиях на этот спектакль выглядит информация, что Андрей Кизилов поставил “Пигмалион” на двух актрис - исполнительниц главной роли Ларису Осипову и Анастасию Темкину.

Смею высказать, что далеко не идеальный “Пигмалион” все же лучший спектакль Лермонтовки этого сезона. Без сомнения, Рубен Суренович совершил поступок, отдав “Пигмалиона” в руки Андрея Кизилова, каков литературный материал - Бернард Шоу! Не всякий из главных режиссеров способен на такую щедрость к коллеге, своему ученику, но все же конкуренту.

Публика обязательно восхитится романтической и музыкально обставленной историей и, возможно, не заметит, скажем, лапидарности, с какой решен образ Генри Хиггинса (арт. С.Уфимцев). “Пигмалион” А.Кизилова - некая казахстанская фантазия на английскую тему в несколько простеньких ситцевых тонах.

В спектакле, как клинок бесшабашного рыцаря, разит наповал музыка (композитор А.Оренбургский). Она тянет за душу в первом действии. Опаивает, точно зельем, с тоской о счастье, подвешивает сердце за ниточку во втором. Словом, “отдает” ощутимым эклектизмом. Экспозиция Андрея Кизилова - попытка создания мощного зрелища. Правда, первое действие оставляет впечатление некой затянутости общей сценической ткани между актерами. Разгадать абсолютно все режиссерские шифры, сложить шараду спектакля целиком возможно только во втором действии при условии, если не возвращаться мыслью к началу. Цель такой ненужной визуальной усложненности - “подпереть” банальность хорошо известного сюжета, и после Б.Шоу использованного в искусстве не раз.

Зачем снижать романтический пафос пьесы? Если и так нет атмосферы предчувствия, нетерпения в театре... Подрастеряно ощущение праздника, это не проблема одного режиссера, это, если хотите знать, общетеатральная... Пока “Пигмалион”, как стильная заплата в репертуаре театра русской драмы.

Из всех актерских работ запоминаются миссис Эйнсфорд Хилл (арт. В.Полишкис) и Элиза Дулиттл (арт. Л.Осипова). Несколько сентенций в адрес молодой актрисы Анастасии Темкиной. Буду откровенна до конца, зритель “встрепенулся” от Дулиттл - Темкиной. Актриса жила чувствами своей героини. Жила, а не играла. И это самое большое открытие Андрея Кизилова - Анастасия Темкина.

В одном пункте театр остался верен себе. В активной и сознательной ставке на зрителя. Зритель уже доволен. С чистой совестью заявляю: будет кассовым “Пигмалион”. А далеко в душе что-то подсказывает, это не критерий спектаклю, тем более академического театра.

 

comentários

Login para adicionar um comentário